рецензия на книгу филлиса "основы выездки и езды"
часть третья и последняя.
дальнейшее продолжение книги это, в большей своей части, - скучное описание куда нажать, как потянуть и как стукнуть чтобы лошадь сделала то, что от нее желает всадник. постоянно филлис возвращается к теме неминуемой борьбы с лошадью, рассказывая как в случае разных попыток сопротивления лошади усидеть в седле и побороть ее, "выйти победителем и сломить ее волю". говорится об этом много и подробно. вот пара цитат:
"когда лошадь начинает упрямиться, я обыкновенно сам сильно и грубо, но сознательно обрушиваюсь на нее",
"шпоры даю от всей души",
"когда мне приходится схватываться с лошадью, я не думаю о правильности приемов, а только о том, чтобы покорить ее во что бы то ни стало".
знаменитые, благодаря фильму ЛРиВ, цитаты об ударах шпор, которые надо сыпать как барабанной дробью, о том что надо брать хлыст , палку, велеть жечь лошадь огнем, - можно найти в главе XIII "пассажи и пиаффе", сказано это было в связи с тем, что никак нельзя дать лошади заиметь привычку сопротивляться путем осаживания. он также учит в какое место надо бить шпорами, чтобы лошадь выслать вперед (у подпруги), признавшись: "у меня подпруги всегда изорваны в клочья". или в главе XIV , "осаживание": "... иная лошадь из упрямства или от боли отказывается /осаживать/, несмотря ни на какие приемы. (при упрямстве лошади, к сожалению, приходится прибегать к насилию). в этом случае я становлюсь перед лошадью, обеими рукми давлю на трензель и наступаю ей ногами на венчик. не встречал лошади, которая не уступила бы".
в общем книга то там, то здесь предлагает сцены откровенного садизма. можно было бы даже просто написать "книга - пособие для садиста, желающего стать мастером в истязании лошадей изощренными методами", и на этом закончить рецензию, но коль уж предполагается нечто более подробное, то предложу пройтись дальше по тексту, по порядку. текст, кстати, сопровождается т.н. комментариями специалиста. я честно искала информацию о том кто этот специалист, в какой области он специалист, и как его, в конце концов, зовут. в описании этой книги в каком-то интернет-магазине, я нашла фамилию некой Корюгиной, однако она указана только как автор "предисловия специлиста" и комментариев к методе боше, а кто же комментировал прочие главы я так и не поняла. по части этих комментариев я выскажусь позже, некоторые их них весьма очаровательны.
итак, в главе VII, "лошадь под всадником", всё же упоминается снова о том, что лошадь может противиться из-за болей. но сказано лишь следующее: "когда лошадь упорствует в исполнении какого-либо движения, постоянно в одну и ту же сторону, то, значит, у нее что-нибудь болит или в строении ее имеется недостаток, мешающий выполнять это движение". важно отметить, что сказано это после рассказа о том, что надо настойчиво укреплять "неудобную" для лошади сторону, больше ее работать и даже если это "неудобство", нежелание лошади проявилось "вдруг", со вчера на сегодня (что, согласитесь, в первую очередь наводит на мысль о травме и болезненности), надо настойчиво учить ее, тренировать, и вообще, "лошадь хитрит до бесконечности". в вопросе, что делать с лошадьми, которые "... от природы или от привычки, бочат, то есть несут зад в сторону (всегда в одну и ту же)" (глава X), ни слова не говорится о том, что причиной такого нежелательного поведения могут быть хронические или острые проблемы спины. так что, вывод один: лошадям филлиса никак нельзя было болеть, - он бы этого не заметил, посчитав любые проявления хитростью и вредностью скотской натуры. нельзя им и уставать: если лошадь уставала, а филлису хотелось продолжить занятие, то... "приходится прибегнуть к шпоре, и я пользуюсь ею с такой силой, что лошадь вся трепещет".
в описаниях того как надо "дергать за веревочки", чтобы лошадь двигалась "как надо", очень много самонадеянности. разумеется, человек своими орудиями пыток в состоянии очень существенно повлиять на биомеханику лошади. но верить в то, что влияет он благотворно и улучшает ее - откровенная глупость. и вот этой глупости в книге - на каждом шагу.
"мягкая остановка не действует разрушительно на поясницу и скакательные суставы лошади, так как поясница, сохраняя упругость, выгибается слегка вверх, а суставы и бабки сгибаются хотя и быстро, но постепенно и плавно. /.. ./ если остановить лошадь без шенкелей, то перед, задержав напор инерции тела, должен упереться на вытянутые вперед передние ноги и оттолкнуть тяжесть назад, отчего задние ноги не могут успеть подойти под центр тяжести лошади и должны остановиться более или менее далеко от него. при такой остановке поясница растягивается и гнется вниз; очевидно, что такая остановка причиняет боль и вредна для лошади."
или откройте главу XV, о сборе. "ноги и руки, то есть шенкеля и поводья, пересылают одни другим остающийся от поступательного движения лошади излишек поступательной инерции массы, и этой непрерывной передачей поддерживают саму массу в равновесии". что это?? что-то из псевдофизики. а вот дальше что-то из псевдоэзотерики:
"посыл лошади и воздействие на нее ездока в их совокупности идут от одной к другой, как резиновый мяч: шпоры вызывают энергию движения, которая от зада лошади подвигается к каблукам всадника, оттуда все поднимаясь, и, проходя через ягодицы его к холке лошади, идет по гребню ее шеи к затылку; дойдя до затылка эта энергия падает на грызло, то есть на руку всадника. Рука отсылает эту энергию по нижней части шеи лошади к источнику энергии, который ее принимает и задними конечностями посылает ее обратно по тому же пути. /.. ./ Сознание лошади подчиняется и и сливается с сознанием человека. сознание двух существ сливается в одно - в сознание человека". думаю, комментарии излишни.
важный момент в "обучении" лошади: боковые сгибания - работа ганашей. признаться, нет никакого желания и нужды подробно расписывать какими методами филлис добивается желаемого. кратко - истязает рот лошади при помощи трензеля и мундштука, похоже на то, что он делает при прямых сгибаниях, но еще и поворачивая голову лошади. при прочтении текста, мне непроизвольно представилось, что это должно сопровождаться закатыванием глаз и стонами лошади, происходить это должно в каком-нибудь темном подвале, где из-за стенок слышатся еще чьи-то крики отчаяния и адской боли. очень забавно после подобных описаний смотрится: "упражнение это надо повторять часто ... К насилию не прибегать". или, из другой главы, но сути не искажает: "... как и всегда, советую: мягкость и мягкость". или о том, что важно не пренебрегать поощрением: "...наказывать приходится чаще, чем награждать, /.. ./ надо пользоваться каждым поводом поощрит лошадь". поощрить - это значит отдать повод и дать ей пару минут пройтись свободным ходом, ну или погладить. вообще, смех на палке: представить что вас пытают или насилуют, и когда вы "ведете себя хорошо", оставляют на минутку в покое или гладят по голове, чтобы потом продолжить свое занятие.
признаться, для меня явилось некой неожиданностью встретить у филлиса фразу "настоящему ездоку - шенкель и повод. Плохому - хлыст". но позже все встало на свои места. в главе XXII "пугливая лошадь", последний абзац посвещается описанию избиения кусачего жеребца, а в конечном итоге надевания на него намордника, в результате чего "кусаться ему стало невозможно, и он начинал стонать". и вот здесь филлис и признается, что хлыста он не любит потому, что он гибок и им нельзя нанести уверенного удара, и потому он предпочитает стек длинной 40-50 см. им, кстати, он предлагает в случае закидки лошади, которая сопровождается поворотом головы, "размашисто ударить ее по носу". так что спортсмэны, радостно подхватывающие первую цитату, и считающие себя и ее автора при этом добрыми и хорошими, фактически, вырывают ее из контекста.
достаточно много филлис рассуждает о кавалерии. "последние войны доказали, что кавалерии суждено в будущем стать родом оружия, решающим исход кампании". правдивое начало, ничего не скажешь. рассуждения касаются в основном того, что в кавалерию надо отправлять лошадей в возрасте 3 лет, а не 5, как было принято. причины в основном приведены экономические, и идея сводится к тому, что лошадь, жившую в голоде и плохих условиях 3 года можно быстрее восстановить и полноценно использовать, чем лошадь, голодавшую 5 лет, а потому нет причин терять столько времени и средств. также предлагается подробная программа подготовки лошади к службе, с диким концентратным кормлением, сначала с 6, а потом и с 12 литрами овса в сутки. "во время раздачи овса следует трубить, бить в барабаны, стучать оружием, стрелять". активное движение заключается в проводке в руках по полтора часа, и в "работа на корде". во вторые три месяца начинается заездка лошадей, предлагается "ездить лошадей под седлом четверть часа в день шагом, чтобы работать им спину. кожа загрубеет, спина привыкнет к седлу, и оно не будет набивать ее". а уже позже нужно "приучать лошадей к флагам, холодному и огнестрельному оружию, к выстрелам, идти на огонь и плавать". не знаю, может я перебарщиваю с цитатами, но, по-моему, красноречивее их - не сказать.
немало внимания уделено также выездке или "высшей езде".
упоминается, что сбор, испанский шаг и пассаж не являются естественными движениями лошади. причем говорится, что лошадь в полном сборе находится в неустойчивом равновесии, в чем, вероятно, подразумевается готовность лошади к движению, но определение, согласитесь, странное. всю дорогу запястные суставы лошади филлис называет коленями...
практически в заключении выясняется, что читатель, весь рассказ считавший, что учителем филлиса был боше, пребывал как бы и в заблуждении. вообще четко так и не сказано кого филлис назвал во втсуплении наставником, указавшим ему методу и прекратившим его метания в потемках. оказывается, что за боше он лишь внимательно следил, но не был его учеником, кроме того филлис оппонирует боше по ряду ключевых вопросов. кроме боше упоминается также виктор франконе, являвшийся также противником боше и от которого филлис "получил много превосходных указаний", но и он не обозначен учителем. правда, думаю, в том, что вся книга филлиса - это любование собой как очень классным матсером всяческой езды, и благодарные речи учителям в этот проект не вписались.
ну а в заключение хочу сказать пару слов о тех самых комментариях специалиста.
в них говорится, например, что лошадь размялась и готова к работе тогда, когда проявилось активное потоотделение в результате работы на корде. или что кормить лошадь одним овсом - это правильно, также как и нормально брать лошадей в тренинг в возрасте 1,5-2 лет. а также, что если не удалось наказать лошадь за непослушание сразу же, то лучше отказаться от "запоздалой порки в конюшне"... тот же безымянный специалист без стыда признается, что "в современном конном спорте средняя продолжительность работы лошади не превышает двух-трех лет. в возрасте шести-восьми лет они уже могут использоваться только в начинающем прокате и уже не пригодны для серьезной работы". в то же время "утверждение, что "ездой высшей школы разрушено большое количество лошадей" в наше время не актуально".
как можно называть всё ЭТО, я имею ввиду книгу целиком, бесценными теоретическими изысканиями, настольной книгой конника или обалденной книгой?? и после еще говорить: "я так люблю лошадей!"
печально.
ребята, если вы вдумчиво и неторопясь прочитали всю эту рецензию, то вы большие молодцы! я проявила чудеса усидчивости, читая эту книгу, и вряд ли ее обсуждение сильно интереснее.
часть третья и последняя.
дальнейшее продолжение книги это, в большей своей части, - скучное описание куда нажать, как потянуть и как стукнуть чтобы лошадь сделала то, что от нее желает всадник. постоянно филлис возвращается к теме неминуемой борьбы с лошадью, рассказывая как в случае разных попыток сопротивления лошади усидеть в седле и побороть ее, "выйти победителем и сломить ее волю". говорится об этом много и подробно. вот пара цитат:
"когда лошадь начинает упрямиться, я обыкновенно сам сильно и грубо, но сознательно обрушиваюсь на нее",
"шпоры даю от всей души",
"когда мне приходится схватываться с лошадью, я не думаю о правильности приемов, а только о том, чтобы покорить ее во что бы то ни стало".
знаменитые, благодаря фильму ЛРиВ, цитаты об ударах шпор, которые надо сыпать как барабанной дробью, о том что надо брать хлыст , палку, велеть жечь лошадь огнем, - можно найти в главе XIII "пассажи и пиаффе", сказано это было в связи с тем, что никак нельзя дать лошади заиметь привычку сопротивляться путем осаживания. он также учит в какое место надо бить шпорами, чтобы лошадь выслать вперед (у подпруги), признавшись: "у меня подпруги всегда изорваны в клочья". или в главе XIV , "осаживание": "... иная лошадь из упрямства или от боли отказывается /осаживать/, несмотря ни на какие приемы. (при упрямстве лошади, к сожалению, приходится прибегать к насилию). в этом случае я становлюсь перед лошадью, обеими рукми давлю на трензель и наступаю ей ногами на венчик. не встречал лошади, которая не уступила бы".
в общем книга то там, то здесь предлагает сцены откровенного садизма. можно было бы даже просто написать "книга - пособие для садиста, желающего стать мастером в истязании лошадей изощренными методами", и на этом закончить рецензию, но коль уж предполагается нечто более подробное, то предложу пройтись дальше по тексту, по порядку. текст, кстати, сопровождается т.н. комментариями специалиста. я честно искала информацию о том кто этот специалист, в какой области он специалист, и как его, в конце концов, зовут. в описании этой книги в каком-то интернет-магазине, я нашла фамилию некой Корюгиной, однако она указана только как автор "предисловия специлиста" и комментариев к методе боше, а кто же комментировал прочие главы я так и не поняла. по части этих комментариев я выскажусь позже, некоторые их них весьма очаровательны.
итак, в главе VII, "лошадь под всадником", всё же упоминается снова о том, что лошадь может противиться из-за болей. но сказано лишь следующее: "когда лошадь упорствует в исполнении какого-либо движения, постоянно в одну и ту же сторону, то, значит, у нее что-нибудь болит или в строении ее имеется недостаток, мешающий выполнять это движение". важно отметить, что сказано это после рассказа о том, что надо настойчиво укреплять "неудобную" для лошади сторону, больше ее работать и даже если это "неудобство", нежелание лошади проявилось "вдруг", со вчера на сегодня (что, согласитесь, в первую очередь наводит на мысль о травме и болезненности), надо настойчиво учить ее, тренировать, и вообще, "лошадь хитрит до бесконечности". в вопросе, что делать с лошадьми, которые "... от природы или от привычки, бочат, то есть несут зад в сторону (всегда в одну и ту же)" (глава X), ни слова не говорится о том, что причиной такого нежелательного поведения могут быть хронические или острые проблемы спины. так что, вывод один: лошадям филлиса никак нельзя было болеть, - он бы этого не заметил, посчитав любые проявления хитростью и вредностью скотской натуры. нельзя им и уставать: если лошадь уставала, а филлису хотелось продолжить занятие, то... "приходится прибегнуть к шпоре, и я пользуюсь ею с такой силой, что лошадь вся трепещет".
в описаниях того как надо "дергать за веревочки", чтобы лошадь двигалась "как надо", очень много самонадеянности. разумеется, человек своими орудиями пыток в состоянии очень существенно повлиять на биомеханику лошади. но верить в то, что влияет он благотворно и улучшает ее - откровенная глупость. и вот этой глупости в книге - на каждом шагу.
"мягкая остановка не действует разрушительно на поясницу и скакательные суставы лошади, так как поясница, сохраняя упругость, выгибается слегка вверх, а суставы и бабки сгибаются хотя и быстро, но постепенно и плавно. /.. ./ если остановить лошадь без шенкелей, то перед, задержав напор инерции тела, должен упереться на вытянутые вперед передние ноги и оттолкнуть тяжесть назад, отчего задние ноги не могут успеть подойти под центр тяжести лошади и должны остановиться более или менее далеко от него. при такой остановке поясница растягивается и гнется вниз; очевидно, что такая остановка причиняет боль и вредна для лошади."
или откройте главу XV, о сборе. "ноги и руки, то есть шенкеля и поводья, пересылают одни другим остающийся от поступательного движения лошади излишек поступательной инерции массы, и этой непрерывной передачей поддерживают саму массу в равновесии". что это?? что-то из псевдофизики. а вот дальше что-то из псевдоэзотерики:
"посыл лошади и воздействие на нее ездока в их совокупности идут от одной к другой, как резиновый мяч: шпоры вызывают энергию движения, которая от зада лошади подвигается к каблукам всадника, оттуда все поднимаясь, и, проходя через ягодицы его к холке лошади, идет по гребню ее шеи к затылку; дойдя до затылка эта энергия падает на грызло, то есть на руку всадника. Рука отсылает эту энергию по нижней части шеи лошади к источнику энергии, который ее принимает и задними конечностями посылает ее обратно по тому же пути. /.. ./ Сознание лошади подчиняется и и сливается с сознанием человека. сознание двух существ сливается в одно - в сознание человека". думаю, комментарии излишни.
важный момент в "обучении" лошади: боковые сгибания - работа ганашей. признаться, нет никакого желания и нужды подробно расписывать какими методами филлис добивается желаемого. кратко - истязает рот лошади при помощи трензеля и мундштука, похоже на то, что он делает при прямых сгибаниях, но еще и поворачивая голову лошади. при прочтении текста, мне непроизвольно представилось, что это должно сопровождаться закатыванием глаз и стонами лошади, происходить это должно в каком-нибудь темном подвале, где из-за стенок слышатся еще чьи-то крики отчаяния и адской боли. очень забавно после подобных описаний смотрится: "упражнение это надо повторять часто ... К насилию не прибегать". или, из другой главы, но сути не искажает: "... как и всегда, советую: мягкость и мягкость". или о том, что важно не пренебрегать поощрением: "...наказывать приходится чаще, чем награждать, /.. ./ надо пользоваться каждым поводом поощрит лошадь". поощрить - это значит отдать повод и дать ей пару минут пройтись свободным ходом, ну или погладить. вообще, смех на палке: представить что вас пытают или насилуют, и когда вы "ведете себя хорошо", оставляют на минутку в покое или гладят по голове, чтобы потом продолжить свое занятие.
признаться, для меня явилось некой неожиданностью встретить у филлиса фразу "настоящему ездоку - шенкель и повод. Плохому - хлыст". но позже все встало на свои места. в главе XXII "пугливая лошадь", последний абзац посвещается описанию избиения кусачего жеребца, а в конечном итоге надевания на него намордника, в результате чего "кусаться ему стало невозможно, и он начинал стонать". и вот здесь филлис и признается, что хлыста он не любит потому, что он гибок и им нельзя нанести уверенного удара, и потому он предпочитает стек длинной 40-50 см. им, кстати, он предлагает в случае закидки лошади, которая сопровождается поворотом головы, "размашисто ударить ее по носу". так что спортсмэны, радостно подхватывающие первую цитату, и считающие себя и ее автора при этом добрыми и хорошими, фактически, вырывают ее из контекста.
достаточно много филлис рассуждает о кавалерии. "последние войны доказали, что кавалерии суждено в будущем стать родом оружия, решающим исход кампании". правдивое начало, ничего не скажешь. рассуждения касаются в основном того, что в кавалерию надо отправлять лошадей в возрасте 3 лет, а не 5, как было принято. причины в основном приведены экономические, и идея сводится к тому, что лошадь, жившую в голоде и плохих условиях 3 года можно быстрее восстановить и полноценно использовать, чем лошадь, голодавшую 5 лет, а потому нет причин терять столько времени и средств. также предлагается подробная программа подготовки лошади к службе, с диким концентратным кормлением, сначала с 6, а потом и с 12 литрами овса в сутки. "во время раздачи овса следует трубить, бить в барабаны, стучать оружием, стрелять". активное движение заключается в проводке в руках по полтора часа, и в "работа на корде". во вторые три месяца начинается заездка лошадей, предлагается "ездить лошадей под седлом четверть часа в день шагом, чтобы работать им спину. кожа загрубеет, спина привыкнет к седлу, и оно не будет набивать ее". а уже позже нужно "приучать лошадей к флагам, холодному и огнестрельному оружию, к выстрелам, идти на огонь и плавать". не знаю, может я перебарщиваю с цитатами, но, по-моему, красноречивее их - не сказать.
немало внимания уделено также выездке или "высшей езде".
упоминается, что сбор, испанский шаг и пассаж не являются естественными движениями лошади. причем говорится, что лошадь в полном сборе находится в неустойчивом равновесии, в чем, вероятно, подразумевается готовность лошади к движению, но определение, согласитесь, странное. всю дорогу запястные суставы лошади филлис называет коленями...
практически в заключении выясняется, что читатель, весь рассказ считавший, что учителем филлиса был боше, пребывал как бы и в заблуждении. вообще четко так и не сказано кого филлис назвал во втсуплении наставником, указавшим ему методу и прекратившим его метания в потемках. оказывается, что за боше он лишь внимательно следил, но не был его учеником, кроме того филлис оппонирует боше по ряду ключевых вопросов. кроме боше упоминается также виктор франконе, являвшийся также противником боше и от которого филлис "получил много превосходных указаний", но и он не обозначен учителем. правда, думаю, в том, что вся книга филлиса - это любование собой как очень классным матсером всяческой езды, и благодарные речи учителям в этот проект не вписались.
ну а в заключение хочу сказать пару слов о тех самых комментариях специалиста.
в них говорится, например, что лошадь размялась и готова к работе тогда, когда проявилось активное потоотделение в результате работы на корде. или что кормить лошадь одним овсом - это правильно, также как и нормально брать лошадей в тренинг в возрасте 1,5-2 лет. а также, что если не удалось наказать лошадь за непослушание сразу же, то лучше отказаться от "запоздалой порки в конюшне"... тот же безымянный специалист без стыда признается, что "в современном конном спорте средняя продолжительность работы лошади не превышает двух-трех лет. в возрасте шести-восьми лет они уже могут использоваться только в начинающем прокате и уже не пригодны для серьезной работы". в то же время "утверждение, что "ездой высшей школы разрушено большое количество лошадей" в наше время не актуально".
как можно называть всё ЭТО, я имею ввиду книгу целиком, бесценными теоретическими изысканиями, настольной книгой конника или обалденной книгой?? и после еще говорить: "я так люблю лошадей!"
печально.
ребята, если вы вдумчиво и неторопясь прочитали всю эту рецензию, то вы большие молодцы! я проявила чудеса усидчивости, читая эту книгу, и вряд ли ее обсуждение сильно интереснее.