Сайт последователей Haute Ecole Невзорова
 
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
  Войти      Регистрация

Лошадиный Свет. Записки Аралбаевой Кати

Лошадиный Свет. Записки Аралбаевой Кати
 
*









*Выложено anna7108
Выкладки поменяны местами в целях соблюдения хронологических рамок.
Изменено: Nekto - 26 Сентября 2008 05:58:05
Лучше самая маленькая помощь, чем самое большое сочувствие
 
Н*: Таинственная судьба "Тулпара" и туманен путь его. Понятно, что путь этот - к свету, к лошадиному свету. Но как-то очень уж быстро Тулпар движется к нему, так что только и успевают прогореть и рухнуть мосты.
Мосты они ("тулпаровцы") жгут за собой очень добросовестно, аж до жути. Что самое приятно - мосты полыхают точнёхонько там, где она и должны гореть. В душах.
Вообще-то я их предупреждал, что это очень опасное сочетание - "совесть и лошади".
Психологическая термоядерная реакция при соединении этих двух реалий - бывает чудовищной. Конечно, я поскромничал и не описывал всей гремучести этой смеси, ожидая, что они всё увидят сами.
Они видят.
Будучи абсолютно уверенным в том, что опыт, нюансы психологического состояния того человека, что оказался заложником девяти лошадей, их девяти судеб и их девяти душ, - это бесценный иппологический материал, представляющий значительную ценность, - я настоял на продолжении "записок Аралбаевой Кати".
Вот их новая порция.
Александр Невзоров


Записки Аралбаевой Кати

Я называю это "эмоцилональным десертом". Ежедневние утренние(пешие!) прогулки в поля со всеми своими девятью лошадьми.Хотя весь день наши лошади проводят в леваде, им явно не хватает ярких эмоций,новых впечатлений и энергичных движений.Они могли бы получать их во время занятий, но девять лошадей- это слишком много!Лично я в течение дня могу выкроить время для занятий лишь с одной. "Десерт" предназначен для лошадей. Но для меня это не меньшее удовольствие. Быть в их компании.Наблюдать за их упорядоченной,но отнюдь не простой "внутрисемейной"жизнью. Расшифровывать их безмолвные,но такие выразительные диалоги.
Каждое утро я искренне сожалею об участи всех наших учеников,которые по будням вынужденны сидеть по офисам и аудиториям вместо того,чтобы присутствовать на этом празднике жизни.
Прожив со своими лошадьми вот уже 17 лет,я, может быть лкчше многих понимаю,что жизнь человека с лошадью полностью подчинена ЕЕ жизни.Это не то чтобы разновидность самоотречения,нет.Это просто факт.
Та и знайте,однажды став частью вашей жизни,лошадь подчинит себе всю вашу жизнь целиком. Если,конечно, вы способны будете посмотреть правде в глаза. Эта ПРАВДА о ЛОШАДИ еще только входит в нашу жизнь. Но она уже успела произвести "переворот" в умах.Она (эта правда)полностью изменила и продолжает менять жизнь нашего "Тулпара".
К нам нередко приезжают люди,у которых уже "случились"свои лошади.Они уже столкнулись с проблемами.И очень часто им невозможно помочь. Просто потому,что они живут со своими лошадбми слишком уж "порознь". Не в их власти изменить условияяяяя содержания своих лошадей.Они искренне хотели бы,но изза нехваткивремени и знаний просто не в состоянии серьезно заниматься этим воспитанием.Эти люди уже осознали невозможность,неправомочность"традиционного пользования"лошадью. Но им еще только предстоит сделать очень непростой и болезненный вывод:лошадь,к сожалению для обывателя и к счастью для нее самой,уже не может быть,как прежде, просто ХОББИ.
Именно поэтому мы в своем обучении сейчас делаем основной упор на осознание ОТВЕТСТСВЕННОСТИ за содержание и ВОСПИТАНИЕ лошади.Причем воспитание является наиболее сложной составляющей!Для правильного содержания,в сущности,нужны только знания и деньги.
Для воспитания этого НЕДОСТАТОЧНО!Даже наличие свободного времени(а это всеобщий дефицит!) отнюдь не спасает положение.Всегго лишь одна ошибка-чревата!Особенно с молодой активной лошадью.А длительное "неверное"пребывание слошадью только умножает проблемы.
Любое воспитание,не основанное на подавлении,-чрезвычайно тнкий,трудоемкий процесс.Оно требует колоссальных знаний,терпения,интуиции,собственной зрелости.
Воспитание лошади в духе НОЭ сложнее во сто крат,т.к. вам придется планомерно изживать в себе все прежние укоренившиеся в сознании представления о лошади и тесно связанные с ними собственные реакции.
Меня очень беспокоит та "легкость" с которой приобретаются лошади.Меня поражает та легкомысленность,с которой предаются мечтаниям о собственной лошади.Я понимаю,что многие лошадей спасают из худшей жизни,от спорта,покатушек,зачастую смерти...НО!
Дорогие мои,многие ли из вас,к примеру,даже искренне веря в Бога,подумывают о том,чтобы уйти в монастырь?Правильно. Особенно,если вы не экзальтированная романтическая особа и вполе отдаете себе отчет в том,что в результате вам будут обеспечены не только мелодичный звон колоколов и (сомнительная!)близость к Богу,но и всевозможные пожизненные(!)ограничения: и послушание,и БЕЗБРАЧИЕ,и развитие в себе определенных качеств,не стол актуальных "в миру".
Я замечаю,как многие эмоционально приравнивают приобретение лошади к появлению ребенка.Но и это отнюдь нетак!
Воспитанием вашего ребенка,на худой конец,при катастрофической вашей занятости будут заниматься другие люди(если повезет-даже профессионалы:теща,детсад,школа,институт).Вашей лошадью-только вы!
Ребенок вырастет и заведет семью,начнет самостоятельную жизнь.Ваша лошадь-никогда.
Если вы своими неправильными дейстивиями,не дай бог, сорвете своему ребенку психику,есть еще спасение-психушка.Для лошадей- только бойня.
Мне бы действительно очень хотелось донести до всех,кто прозрел после ЛЭ и горячо откликнуться всем сердцем на новую правду о лошади,тот абсолютно бесспорный для меня факт,что лошадь-это не ранец за плечами,без которого не пускают в первый класс.Начинать свое обучение,готовиться к лошади нужно задолго до ее появления.
Я не уверена,стала бы я заниматься тем,чем занимаюсь сейчас,если бы не девять моих лошадей.Но пока ради них я готова снова и снова терпеливо объяснять и взрослым, и детям те азы,ту азбуку,с помощью которой они смогут посчитать степень серьезности своего "увлечения" лошадьми.
Дело в том,что,не отыскав ответы на те вопросы,которыми мы озадачиваем своих учеников,человек слишком легко,хотя и невольно,может стать настоящим БЕДСТВИЕМ для лошади.

О профессионализме и любительстве в конном деле.
Я мучительно перебирала в памяти схожие варианты для сравнения в других областях и,честно говоря,не нашла ничего похожего на ситуацию с сегодняшней изавтрашней лошадиной реальностью.
Поясню.Во всех областях человеческой деятельности всегда существовали профессионалы и любители.Нередко случалось так,что одержимые любители становились выдающимися профессионалами.Это понятно.Но профессионалы при этом все таки оставались истинными знатоками своего дела.
в конном деле сложилась неординарная ситуация.Вся профессиональная ветвь,вся профессиональная "направляющая" оказалась направленна настолько НЕ ТУДА,в такой ТУПИК,в такую "слепую кишку", что возврата оттуда фактически ждать не приходится.По многим причинам.Главным образом,это связано с тем,что за всю историю своего"царствования" в конном мире "профессионалы" так и не сумели поставить поод сомнение необходимость применения БОЛИ при взаимодействии с лошадью. В результате этой их несостоятельности "профессионалы" в массе своей остаются на тупиковой ветви эволюции. А так назывемые бывшие "любители", а ныне приверженцы НОЭ,становятся основными носителями новых идей и новых знаний.
Ясно,что вчерашние любители должны приложить все силы к тому,чтобы стать настоящими профессионалами.Профессионалами с большой буквы,аккумулирующими соременные научные знания о лошади, осваивающими новейшую методику воспитания лошади,несущими в себе огромный духовный потенциал.
Вот только я уверена: должно быть в лошадиной отрасли еще одно "НО".Это "но" заключается в следующем:отныне и НАВСЕГДА здесь не должно быть ЛЮБИТЕЛЕЙ.
Еслы вы задумаетесь,вы обязательно придете к такому же выводу. Ну не может быть, к примеру,любителей в области медецины.Хирург-любитель.Опаснейшее существо.

Мысл о недопустимости ЛЮБИТЕЛЬСТВА в конном деле доставит болезненный дискомфорт очень и очень многим.Ибо,конечно,лошадь,как и все прекрасное,неудержимо влечет к себе.Но человек не может называться человеком,если он не способен сам себе определить моральное табу,моральные запреты и ограничения.Разве не так?
Конечно,мне возразят,что недопустимость любительского подхода недопустима во всех случаях,когда речь идет о живых существах.Неважно кто это-собака,лошадь или хомячок. Согласна. Можно с одинаковым успехом заморить понезнанию морскую свинку,и аквариумных рыбок.
Но лошадь-это слишком крупное, энергичное, подвижное, легкообучаемое(как хорошему так и плохому) существо.
Она СЛИШКОМ потенциально опасна, чтобы вписаться в ряд обыкновенных "домашних любимцев".
Держу пари, вы не восприняли эти мои слова всерьез. И я даже знаю-почему. Потому, что вы все "знаете" лошадей. Вы,может быть, когда то немного занимались конным спортом,катались в прокате,ходили в конный поход или, в конце уонцов, в детстве скакали в "ночное".Общаясь с множеством людей, я вижу,как привычные стереотипы не позволяют им сделть правильные выводы.
Первое и главное-люди совершенно неимеют представления о настоящей ЛОШАДИ.
И это понятно. Свои представления они вынужденнв черпать из двух источников: литературы и жизни.Литература всегда была лишь отражением реальности.Прошлой или настоящей. А в реальности мы до сих пор имели дело лишь с планомерно разрушаемой физически и подавляемой психически лошадью. Я сйечас не собираюсь доказывать сей постулат. Не собираюсь спорить с теми,к то до сих пор считает,что с лошадью по другому нельзя,что все это вытворяется во имя ее же блага...
Я сейчас беседую с теми, кто готов задуматся, пронять и принять то, что для меня совершенно очевидно.
Все дело в том, чо настоящая лошадь,котрую мы не успели и несобираемся подавлять традиционными средствами принуждения и болевого контроля,НИКОГДА не станет похожа на тихую понурую лошадку с Дворцовой площади или на все согласного спортивного коня.Она даже не будет похожа на старших лошадей,которые из уважения к нам ПОКА еще согласны побыть просто "учебными" лошадьми.

Очень часто те,кто приходит к нам на занятия, спрашивают меня, а когда можно будет позаниматься с 5-летней Норой,самой младшей из наших лошадей?Обычно я отшучиваюсь.Может быть,и зря.Может быть,стоит каждвый раз говорить о том, что Нора никогда не выйдет на занятия с учениками именно потому, что она и есть та самая НАСТОЯЩАЯ лошадь,с которой совершенно не привыкли именть дело люди.И не потмоу, что она каких то особых кровей.Просто ей посчастливилсоь родиться вв то время,когда мы уже имели возможность позволитьь себе роскошь воспитани свободной лошади.Потому что она здорова.Потому что она не знала проката Никакого даже "щадящего".Потому что она фактически не познала вкус железа.Потому что нам не пришлось,следуя традициям,гасить присущее ей,впрочем как я всякой другой лошади,озорство и инициативу,взрывную энергию и уверенность невозможных наказаний.
И именно зная,что же такое НАСТОЯЩАЯ лошадь,я с уверенностью говорю,что лошадь не может быть доступна всем.Или даже многим.
А между тем, слишком частоя вижу,как окрыленные новым знанием о возможных отношениях человека и лошади,люди(и дети и взрослые)торопливо прикидывают свои финансовые возможности,чтобы приобрести наконец то собственную лошадку.Чтобы "на практике"испытать действительно нисчем не сравинимое ЧУДО и счастье общения со свободной лошадью.Но в девяти из десяти случаев я вижу: чуда не происходит.Чудес не бывает.

Первое с чем вы столкнетесь,КАК и ГДЕ будет жить ваша лошадь.Дело в том, что почти все существующие конюшни абсолютно не ориентированы на соих "жителей".Даже самые дорогие и навороченные из них озабоченны наличием саун и баров гораздо больше,чем возможностью для лошади проводить хотя бы част времени на свежем воздухе.Не обеспечив правильного (с точки зрения физического и психического здоровья лошади) содержания,не стоит расссчитывать на эфективные занятия с ней "на свободе".Ей будет попросту не до вас.Ровно до тех пор,пока не будут удовлетворены ВСЕ ее потребности.Увы,на это уйти время,достаточное для того,чтобы вы стали одним из тех, кто "убедился" на собственном опыте, что "работа со свободной лошадью-миф".И вы понуро,а может быть и с долей ожесточения,вынужденны будете вернуться в ряды "традиционных воспитателей".
Однако,несмотря на неоспоримую важнсоть и дороговизну грамотного менеджмента,это лишь малая, надводная часть айсберга...
Это еще далеко не все.Конечно,этого вполне может быть достаточно,если вы готовы удовлетвориться "зоопарковым" вариантом общения с лошадью.Вы можете приехать навестить своего любимца,покормить егочерез забор(имено через забор,т.к. вывести лошадь за пределы ее постоянного места обитания будет для вас сверхсложной и даже невыполнимой задачей),показать своего коня родственникам, похвастаться перед друзьями...Только уверяю вас, очень скоро вам наскучат аткие визиты.Они мало чем отличаются от посещений больного в клинике для умалишенных.Это горько звучит,но это так.И не только по отношению к лошади. Оставьте человеческое существо без воспитани,развития,социализации и...результат будет тот же.
СУмасшедшая любовь,восторженное признание лошадиного благородства и ума,осознание недопустимости насилия по отношению к лошади,ненависть к традиционным конным "забавам",бесконечная жалость к жертвам этих "забав"...Все это является условием,необходимым для воспитания свободной лошади.Но отнюдь не достаточным.
А еще воспитание лошади не может быть увлечением выходного дня.Это требует ежедневной самоотдачи и бесконечного погружения в лошадиную реальность...
Иначе лошадь в очередной раз станет жертвой ненасытного человеческого "ХОЧУ!"

Нам часто предлагают лошадей.Совершенно бесплатно.Что называется -"в хорошие руки".Я прерасно чувствую и боль,и смятение людей,вынужденных прийти к этому решениюю.И, к сожалению, ничем не могу им помочь.Могу только,рискуя прослыть занудой,попробовать предостеречь остальных.
Как же быть тем,кому КАЖЕТСЯ,что лошади непременно должны стать частью их жизни? Я переживаю именно за тех,кто прекрасно понимает,что ради проверки серьезности этого "кажется" НЕДОПУСТИМО покупать свою лошадь.Ведь 99 человек из 100 эту проверку не пройдут.
В своих бесконечных размышлениях,догадках,спорах мы прищли к выводу,что,кроме виртуальной Школы,кроме гигантской работы по самообразованию,должны быть некие учебные центры,полигоны,где человек мог попробовать погрузиться в эту лошадиную реальность по самые уши,хлебнуть ее сполна и понять для себя,способен ли он на подобный (почти монастырский)образ жизни.
Аналогия с монастырем неслучайна.Помимо бытового "послушания",которго действительно требует жизнь с лошадью,мой собственный опыт показывает, что мировоззрение НОЭ сродни духовной практике.
Еще до всякой Школьной работы с лошадью человек должен пройти "послушание",познать и научитсья делать то,что придется делать ему,если лошадь все таки случится в его жизни.
Именно это мы пытаемся донести до всех кто приходит к нам учиться.
Года три назад к нам приезжала одна очень хорошая знакомая,будущий кинорежиссер.Она попросила отснять для своей зачетной работы занятия со свободной лоашдью.Потом,как это обычно бывает в Тулпаре,мы долго чаевничали и беседовали обо всем...Он сказала:"То что я вижу,-поразитеьно.то что ты говоришь,-очень похоже на правду И этановая правда о лошади ошеломляет, увлекает за собой.Нет ли опасности,что люди,занимающиеся у вас,так погрузятся в мир лошади,то уйдутот человеческой реальности?"Теперь я могу ответить совершено определенно:этот длинный путь к пониманию и воспитанию свободной лошади оказывается каким то чудесным образом кратчайшим путем...к самому себе!Приэтом уже совершенно не важно,продолжает ли человек идти по "лошадиной тропе"или отчетливо,раз и навсегда,понимет,что лошади никогда не станут частью его жизни...

*Выложено Nekto
Bis vincit, qui se vincit in victoria

Все вопросы по приобретению продукции NHE в Краснодарском крае по адресу Sochi@hauteecole.ru
 
Лошадиный свет. Тулпар
Записки Аралбаевой Кати. Часть II
Одна моя знакомая из Волгограда, с которой мы не виделись больше года, прочитав недавно сразу обе части моих заметок, сообщила, что первая статья ей понравилась больше, чем вторая. Мне кажется, я понимаю, в чем дело. По мере обретения мною ясности во многих вопросах, приятно расслабляющая и убаюкивающая туманность повествования, увы,исчезает. Тут уж я не виновата. Во второй статье правда более обнажена. Она режет глаз. И человеческое ЭГО. А это, согласитесь, неприятно. Вполне вероятно, что моя третья статья понравится еще меньше.

Вначале просто факты. Хроника событий, так сказать.

Отлучение от лошадиной спины даже самых маленьких детей в начале этого лета не могло не вызвать недоумения и даже некоторого, я бы сказала, возмущения. Как же так?! Почему?! Уж они-то не доставляют лошади почти никаких неудобств. Что такого страшного в том, что ребенок немножко покатается верхом?! Ведь это такая радость! Такое удовольствие! Одна из причин, заставившая на принять это крайне невыгодно (в материальном смысле) решение - трезвое и отчетливое понимание того факта, что ребенок чрезвычайно легко может стать жертвой конных развлечений. Есть простая истина. Она настолько очевидна, что я всякий раз испытываю неловкость, когда вынуждена проговаривать ее вслух взрослым людям. Людям, во всех прочих житейских вопросах проявляющих полное здравомыслие.

Дело в том, что здоровая лошадь НЕ СОГЛАСНА никого катать, не согласна терпеть посетителей на своей спине. Ей это НЕ нравится. Забавно, что такая простая лежащая на поверхности истина принимается человеком с таким недоверием! С такой обидой! С таким разочарованием!

Нет, я все понимаю. Были в истории похожие моменты. Плоская Земля некоторое (довольно длительное!) время покоилась на спинах слонов. И Солнце послушно вращалось вокруг нее.
Я понимаю, что нужно некоторое время, чтобы расстаться с привычными стереотипами, осознать истину и привыкнуть к ней. Я готова подождать. Но зато, боже мой, какoe наслаждение - общаться с людьми, способными сделать это решительно и бесповоротно. Без жалких и наивных потуг защитить привычное и чрезвычайно удобное для человека заблуждение. Простите мне великодушно это невольное отступление.

Итак, лошадь не желает никого катать. К тому же она не идентифицирует ребенка как некую безусловную ЦЕННОСТЬ, которую он, несомненно, представляет для вас и для нас. Лошадь сильна, быстра, озорна и пуглива по своей природе. Разумеется, можно добиться от лошади безразличия и покорности. Двумя способами. Истощив ее физически и (или) сломив морально. В случаях обычных прокатов "садово-парковых» катаний, когда лошадь и в прямом, и в переносном смысле собираются «пустить по кругу»,  предпочтительны оба способа. Чтобы наверняка исключить бунт лошади и максимально обезопасить катающихся. Поэтому родителям, не желающим вникать в тонкости воспитания свободной лошади и внушившим себе, что без катаний их ребенок прожить ну никак сможет, я обычно даю стандартное напутствие.

Напутствие. Для родителей и бабушек, желающих позабавить своего ребенка катанием на лошади.

Если вы собираетесь покатать ребенка, мой вам совет: убедитесь, пожалуйста, что лошадь, предназначенная для увеселения, достаточно истощена физически ломлена морально. Спраши-
вать об этом у катающих, как минимум, некорректно. Поэтому советую обойтись собственными наблюдениями. Лошадь должна быть худа, понура, безразлична к окружающей обстановке. Если это так, то вам повезло. Это подходящий объект для катания. Этой лошади уже не до протестов и не до шалостей. Она бережет последние силы, медленно, но неумолимо двигаясь к своему неизбежному концу. Честно говоря, ей уже безразлично, сидит ли попутчик на ее спине. Поэтому ваш ребенок почти в безопасности.

Если же лошадь выглядит здоровой, упитанной, с блестящей шерстью, если она с интересом поглядывает по сторонам, будьте бдительны - эта лошадь еще достаточно жива. И я, имея 17-летний опыт работы с лошадьми и детьми, не советовала бы рисковать здоровьем и жизнью вашего ребенка.

Были, безусловно, крайне недовольные нашими переменами. Тем, что привычного развлечения больше нет под рукой. Как? Почему? А за деньги? А за большие деньги? Были осуждающие в нехристианском подходе.

В чем заключается подход христианский? Не догадываетесь? А в том, что абсолютно ВСЕ и ВСЁ в этом мире придумано и создано исключительно для служения человеку. Лошадь - в том числе. Убедившись в неконструктивности религиозных споров, пришлось объявить «Тулпар» зоной, свободной от христианства. И выдворить воинствующих христиан за пределы двора.

Были высказывания и такого типа: «Ну, знаете, с таким подходом к лошади не построилось бы государство российское». Весьма рада такому радению о государстве российском, а особенно тому, что оно (государство) уже построилось и его мощь зависит от развлечений на лошадиной спине в самую последнюю очередь.

Отдельной темой, подобной мелодии на заедающей пластинке, звучит сага о так называемой лошади ДЛЯ ДУШИ.
Многие, попадая к нам на занятие и сразу же окунувшись в анатомическую атмосферу Класса, пугаются и торопливо заявляют: «Ой, мы ведь не собираемся заниматься лошадьми СЕРЬЕЗНО. Мы так, для души!».
Минута молчания.

Вдумайтесь, пожалуйста, в то, что говорите. И вообще, причем тут лошадь? Она, по правде говоря, даже не догадывается о существовании у вас такого органа, как душа. И даже допустив, что лошадь ее у вас разглядела, придется признать, что она абсолютно не собирается никак вашу душу ублажать. Более того, лошади в большинстве случаев неинтересно даже просто находиться рядом с вами. И она не собирается этого скрывать. Увы. У нее нет никакой мотивации изображать "неподдельный» интерес к вашей персоне, как это принято у менеджеров среднего звена, получающих неплохую зарплату.

Да, это обидно. Да, это разрушает привычные представления о нашей значимости и привлекательности для всего живого.

Типичный пример. Владелец лошади. В общем-то, неплохой человек. Вкладывает в содержание своего коня приличные деньги и свое личное время. Посмотрел фильм. Прочитал журнал. Быть садистом - не согласен. Приехал к нам издалека посоветоваться насчет «безжелезного» воспитания. Здорово? Несомненно! Начинаем с простого.

Итак, вы отказываетесь от принуждения. От привычных средств управления. В этом случае складывается очень естественная, оченьправильная и очень честная ситуация. Какая? Выдаете возможность вашему коню слушать и слушаться в первую очередь. Нет, не вас. Как это было до сих пор. Весьма распространенное заблуждение! Вы даете тем самым лошади возможность прислушиваться к своим физиологическим ощущениям. Так? Так. Это нормально для любого живого существа? Абсолютно нормально.
До этого момента все идет замечательно. Хозяин лошади слушает меня с неподдельным интересом и пониманием. Двигаемся дальше.
Если лошадь, лошадь свободная, слушает в первую очередь свои собственные физиологические ощущения, а потом уже вас, то из этого следует, что для эффективного процесса воспитания эти физиологические ощущения должны быть прекрасными. Или хотя бы нейтральными. Все вроде логично.

Тут притормозим. Чтобы уяснить для себя, чем же можно невольно омрачить эти физиологические ощущения? Безусловно, неправильным содержанием. Как минимум. Из этого вытекает, что нужны знания о правильном содержании. И возможности для их реализации. Выдумаете, это просто? Вы напрасно так думаете. Все попадающие в наш Класс заполняют специальные анкеты, тесты. Эти тесты помогают нам определить степень НЕЗНАНИЯ учеником различных вопросов и одновременно наметить программу по восполнению этих пробелов. Так вот, степень невежества даже у «бывалых конников» такова, что говорить о каком-либо правильном содержании, а соответственно, и о потенциальной возможности «свободного» воспитания - даже не приходится.

Один малюсенький, но очень показательный пример. С такими типовыми (и абсолютно расхожими!) представлениями, как скажем,
о режиме кормления лошади, я гарантирую, что лошадь на занятиях будет думать только о еде. А самым сильным ее физиологическим ощущением будет элементарный голод.

Здесь, в своей статье, я не стану углубляться во все вопросы и нюансы содержания лошади, о необходимости тщательного отслеживания ее физического и психического здоровья. Но на занятии мы с владельцем весьма подробно останавливаемся на каждом пункте. И вдруг, в какой-то момент, а он, этот момент, ВСЕГДА наступает у рядового коневладельца-обывателя, хозяин лошади обиженно восклицает: «Вас послушать, так о лошади нужно заботиться лучше, чем о человеке!».

Внимание. Ключевой момент.

Да, вам действительно придется заботиться о лошади ТАК тщательно, как я говорю, если ваши намерения воспитывать ее СВОБОДНОЙ достаточно серьезны. Вы должны отдавать себе в этом отчет. Если же вы не собираетесь заботиться о ее здоровье или в силу ЛЮБЫХ причин не сможете этого делать, то это означает лишь одно: вам ПРИДЕТСЯ применять к лошади карательные меры и силовые приемы, тщательно разработанные и давно опробованные человечеством, чтобы заглушить ее физиологические ощущения, подавить связанные с этим протесты и заставить таки слушаться вас. Вам придется остаться по ту сторону фронта, несмотря на все ваши благие намерения и благородные порывы. Для лошади и порывы ваши, и намерения - всего лишь пустой звук. Ничто. И ваш последний аргумент, что ведь когда мне плохо или нездоровится, я же все равно иду на работу, забавен и даже смешон. Лошадь, в отличие от вас, не боится остаться безработной. И не боится остаться без средств существования. И не имеет пока ни малейшей мотивации превозмогать свои болевые ощущения ради вас и ваших занятий.

Апофеозом темы «лошади для души» стали для меня телефонные звонки одной дамы. То ли из Тверской, то ли из Рязанской губернии. Эта дама разводит небольших лошадок. Арабо-пони. В неимоверных количествах. Как она уверяет, исключительно для души. Меня она выбрала, видимо, посчитав и просчитав, что сладкие ее речи о «лошадке для души» упадут в благодатную почву. И я должна растаять и закупить этих лошадок, спасая от спорта (против которого дама, кстати, активно протестует) как для души собственной, так и для всех душ, занимающихся у нас. Как самый «задушевный» товар на этом рынке. Все мои попытки вклиниться в ее повествование с советом притормозить рождаемость, остаются тщетными. Это телефонный моноспектакль. Долгая, складная и сладкая прелюдия посвящена тому, что лошади ей - как родные дети и продаются так же, как выдаются замуж собственные дети. Что под этим подразумевается, сказать трудно. Уже не надеясь быть услышанной, пытаюсь развлечь себя размышлениями о том, какого же размера, по ее представлениям, человеческая душа, если лошадки для нее предназначаются такие вот исключительно маленькие. И где же обитает эта самая загадочная душа, если для нее предназначена такая вот маленькая, но очень удобная лошадиная спина. «А какой у нее ход! Такой удобный ход!», - это все песни про очередную маленькую лошадку. Все мои слова о том, что я не занимаюсь куплей, продажей или перепродажей лошадей, остаются без внимания. Без всякого перехода, таким же деловитым сладкоголосьем диктуются параметры лошадок, их проме
ры, масти и цены. Я нажимаю на телефоне кнопку «отбой». Разговор обрывается. Эх, если бы можно было нажатием кнопки остановить, хотя бы на мгновение, весь этот гигантский безумный конвейер по производству несчастных «увеселителей» человеческой души.

Иногда случаются звонки «для друга». Человек, зная давнее, почти забытое детское увлечение своей приятельницы и желая сделать ей приятное, звонит, чтобы «снять» или «забронировать» лошадок на определенную дату. Например, ко дню рождения. Чаще всего люди просто не задумываются над смыслом своей затеи. Ибо в процессе разговора мы довольно быстро приходим к выводу, что подобный подарок мало чем отличается от подарочного сертификата «на порку крепостной девки», бездумно приобретенного кавалером для милой мечтательной тургеневской девушки. А ведь они, эти порки, тоже чаще всего проводились на конюшне.
Но это так, к слову. Обычно мои собеседники довольно быстро и искренне соглашаются, что да, как-то не додумали. Извините.

Если вы думаете, что идти против мнения и представлений большинства легко, то, возможно, вы -очень храбрый человек. Я таковым не являюсь.
Уже все понимая, все сознавая: и опасность, которой мы подвергали детей в процессе развлекательных катаний, и фальшь «мягких пареллиевских дружеских» отношений с лошадью, и тупиковость самого принципа общения бесконечного числа людей с лошадью-гейшей, мы каждый раз опасливо оттягивали момент истины, когда мы сможем сказать об этом громко и вслух, облегчив себе не только совесть, но и поиски новых путей, а людям предоставив возможность проявить свою любовь
к лошади максимально честным и единственно правильным путём - путем ее познания. Однако сама правда такова, однажды возникнув, она крепнет и не соглашается сидеть взаперти. И это отнюдь не только моя заслуга, что я теперь так отважно говорю совсем не то, что посетители «Тулпара» надеялись от меня услышать.


Если бы меня спросили, в чем корень зла и жестокости по oтношению к лошади, я бы ответила: "В невежестве». В невежестве тотальном, доставшемся по наследству, приумноженном и нередко возведенном в ранг гламура. Я уже не удивляюсь, читая стандартные ответы на вопросы наших учебных тестов. Причем возраст, пол, наличие образования (включая высшее и даже два), жизненный опыт и прочее - значения не имеют. В отношении лошади - стойкое, чудовищное, непростительное невежество.
Я говорю не о знаниях анатомических. Отнюдь. Я говорю о представлениях чисто бытовых, воплощение которых напрямую и неизбежно несет лошади только боль и страдания, физические и психические. Хотите пример? Вопрос: сколько часов лошадь тратит на еду? Варианты ответов: 48, 3, 12 (хотя бы 12!). В девяноста девяти случаях из ста и взрослые, и дети тщательно обводят кружочком цифру 3. Кажется, пустяк. Ерунда. Подумаешь, не угадали. Вот только для лошади это "неугадывание» - приговор. Смертный. Причем приговор долгий и мучительный в исполнении. А значит, особенно жестокий. Я убеждаюсь снова и снова: в отношении лошади, чего бы это ни касалось (содержания, кормления, воспитания), невежество и исключительная жестокость идут рука об руку. И эта мрачная парочка всегда прикрывается, словно фиговым листком, декларацией о любви к лошади.

Разумеется, уличение человека в невежестве чревато. Для того, кто уличил. Включается мощный блок защиты. На помощь призываются опыт поколений, деды-кавалеристы, тысячелетние традиции, казацкое происхождение - все что угодно. Кроме здравого смысла и науки, которая единственная, как известно, способна излечить этот недуг. Странно, однако, но когда дело касается здоровья и жизни самого человека, он охотно пользуется новейшими научными достижениями. От открытий же в области иппологии (наука о лошади) многие старательно отворачиваются, зажмуриваются и даже затыкают уши для надежности. Я согласна, эти открытия неудобны для человека. Особенно в начале. И требуют пересмотра многих привычных представлений.

Однако ревизия наших представлений о лошади не грозит нам ни гибелью, ни отставанием в развитии. Отнюдь. Ведь речь сейчас идет не о подрывании мощи государства (как пытался представить один мой весьма остроумный собеседник) и даже не о хлебе насущном, а всего лишь о развлечениях за счет лошади.

Многие, кто знал меня раньше, отмечают с опаской, что я стала, как бы это сказать, слегка воинственной. Куда подевалась моя исключительная мягкость и интеллигентность? Все просто. На войне, как на войне.
Отныне СВОЕ и чужое невежество - мой личный враг. А с врагами, как известно, не церемонятся. Пока невежество в отношении лошади не капитулирует, я буду казаться вам «слегка воинственной». Как только ложь и невежество уступят место просвещению и правде, я перестану казаться вам воинственной. Только и всего. Но не раньше.

У меня абсолютно личные и, я бы даже сказала, корыстные моти
вы в борьбе за правду. Мой любимый школьный учитель по литературе всегда говорил: «Лгать невыгодно». Как же он был прав! Всякий раз я убеждаюсь в этом. В самых разных жизненных ситуациях. Ложь утомительна, тосклива, плодит саму себя и НИКОГДА не приносит желаемого результата. Отношения лошади и человека -тут не исключение. Увы. Возможно, это один из ярчайших примеров того, как одна крохотная ложь (в которую так хочется верить!) не просто уводит человека безнадежно далеко от того, к чему он искренне стремится, но и делает его почти преступником. А человек, безусловно, стремится найти настоящий и честный(!) контакт с лошадью. Многочисленные письма, приходящие ко мне, тому подтверждение.

Однако вся моя воинственность улетучивается, как только наш Класс наполняется детскими голосами.
Потому что это совершенно потрясающие дети! И это удивительные родители привели к нам этих потрясающих детей. Ведь родители были предупреждены сразу и навсегда о том, что их дети никогда здесь не сядут на лошадей. Это родители, солидарные со мной в том, что интерес и тягу ребенка к лошади можно и нужно использовать, в первую очередь, для развития его интеллекта. А также для развития памяти, внимания, способности и желания учиться, правильно видеть и понимать мир. Слава богу, прошли те времена, когда на основании симптомов «лошадезависимости» (т.е. сильной тяги и необъяснимой любви к лошади) ребенку ставился почти диагноз: «Ну, все, будешь теперь всю жизнь лошадям хвосты крутить». Что означало: прощай образование, здравствуй, навозная куча!

Теперь, с появлением Школы NHE, это означает прямо противоположное: высочайшую образованность
во всех областях, способность видеть и чувствовать, размышлять и рассуждать. Это и научный поиск, и высочайшие критерии духовности.
Даже ориентируясь на ДОшкольное образование NHE, мы понимали, что без знаний анатомии и физиологии нам не удастся объяснить основы новой методики воспитания лошади. Поэтому вначале мы рассчитывали брать в Класс только взрослых и детей постарше. Лет хотя бы с 10-12. Но, уступая просьбам родителей, мы снизили возрастную планку и были ошеломлены способностью детей к обучению. Я теперь частенько шучу, что абсолютно не сомневаясь в умственных способностях лошадей, явно недооценила способности детей.

Нас бесконечно радуют и удивляют наши ученики. Дети так легко, весело и азартно расстаются со своим невежеством! Они абсолютно открыты. Они задают хорошие вопросы. И они получают честные ответы.
Они феноменально быстро запоминают латынь. Мы учим ее в игре. Благодаря играм с детьми мы и сами полюбили латынь, которую вначале пытались тупо зубрить по старой институтской привычке. Если хотите узнать, на чем ходит лошадь, спросите у наших шестилеток. Они не только объяснят, но и с удовольствием перечислят вам все кости пальца лошади.

Зарисовка с последнего занятия. Поиграли в латынь. Ответили на вопросы нового теста. Посмотрели ролик о методах воспитания свободной лошади. Вспомнив, что мне нужно срочно позвонить, достаю препараты основных костей пальца лошади и прошу детей самостоятельно собрать их. Уже в дверях слышу возмущенный вопль: «А челночная где?!». Возвращаюсь, ворчу притворно, отыскивая в коробке затерявшуюся маленькую челночную косточку...
Изменено: Скарлетт - 15 Июля 2009 12:40:15
Есть желание - находятся пути. Нет желания - находятся причины.
 
Скарлетт извиняюсь за поправку.но у Вас ошибка в написании фамилии.Аралбаевой а не Аралабаевой.
Еще раз извиняюсь за поправку
Лучше самая маленькая помощь, чем самое большое сочувствие
 
Nekto, не извиняйтесь. Вы же правы. Спасибо, что заметили.
Есть желание - находятся пути. Нет желания - находятся причины.
 
Записки Аралбаевой Кати.  Часть IV.

Весна.  Появляются первые «подснежники».  Так ласково мы называем в «Тулпаре» наших самых маленьких учеников, которые после окончания дачного сезона исчезают в недрах мегаполиса до следующей весны.  «Подснежники» очень скучали и не скрывают этого. Они шумно и радостно, перебивая друг друга, вспоминают все, что мы изучали прошлым летом, и полны решимости продолжить свое путешествие в страну Иппологию.

Зимой же, как обычно, «Тулпар» был погружен в тишину, сугробы и препарации.
Старшие тулпаровцы, пользуясь зимним затишьем, временно превращают Класс в препарационную. Там, за дверью, становятся слышны лишь сухие реплики на латыни да позвякивание скальпелей, зажимов и пинцетов. Ведь только так, занимаясь препарированием неспешно, серьезно и кропотливо, можно не просто подружиться с анатомией, но и сделать ее своим «оружием», реальным инструментом и помощником в деле практического воспитания лошади.

Однако увлеченные препарациями, мы не забыли про малышей и приготовили для них много нового. Вот, например, новая игра – лото «Кормление лошади». На карточках цветные фотографии и подробные описания  съедобных и ядовитых растений, видов фуража, концентрированных кормов, минеральных добавок. К игре прилагаются стеклянные контейнеры с овсом, ВТМ, свекольным шротом, льняным семенем, гранулированным чесноком.  Все это можно пощупать, понюхать и при желании попробовать на вкус.
Общими усилиями собрана мини-лаборатория для экспресс - анализа на яйца глистов: микроскоп, предметные стекла, пробирки и даже настоящая центрифуга.

А чего стоит идея, разработка и воплощение игры (по типу «Монополии») под названием «Воспитатель лошадей»!
Там, в этой игре, вы не сможете приобрести даже БУМАЖНУЮ (!) лошадь, если не имеете высокооплачиваемой работы, необходимого свободного времени, конюшни рядом с собственным загородным домом, левады с шелтером, манежа или хотя бы «бочки» или если вы не проходите успешного обучения в иппологическом колледже (зачетка - вопросы, тесты, экзамены – все по-настоящему).

Как ни фантастично на первый взгляд это звучит, но все вышеперечисленное является лишь необходимым минимумом,  который дает человеку право попробовать себя в роли воспитателя лошади. Все иные варианты неминуемо приведут вас в ряды вольных или невольных «потребителей» лошадей.

Письма, или дела почтовые.
Оглядываясь назад, я не перестаю удивляться, как со временем, словно сами собой, отыскались ответы на все мои прежде «неразрешимые» вопросы. Для этого нужно было всего-то начать думать и действовать. Для этого достаточно было сдвинуться с привычной, традиционной точки зрения – с мертвой точки. Однажды разрешившись, эти вопросы перестали для меня существовать. Но возвращаться к ним приходится снова и снова. Этого требуют идущие нескончаемым потоком письма.
Мне пришла в голову не плохая, как мне кажется, идея – выбрать самые популярные из вопросов и ответить на них прямо здесь. А вдруг, таким образом, мне удастся несколько смягчить свою почтовую участь?
Я не стану сейчас касаться писем хвалебных, полных восхищения и теплых слов. Не потому, что равнодушна к ним. Это неправда. На самом деле, мне бесконечно радостно видеть и осознавать, что огоньки понимания в иппологическом вопросе вспыхивают с завидной регулярностью, и люди чувствуют неодолимую потребность поделиться этим.
Есть письма скупые, прагматичные, без предисловий. Они содержат конкретный и короткий вопрос по кормлению, содержанию или воспитанию. Ответить на них, казалось бы, не сложно. Однако я всегда с тяжелым сердцем подыскиваю слова, ибо  прекрасно понимаю: кругозор вопрошающего настолько узок, что любой мой даже самый исчерпывающий ответ будет попросту неуместен.

Это только говорится, что «все дороги ведут в Рим». И это только кажется, что все вопросы по кормлению лошади – это всего лишь вопросы по кормлению. Ответить на иной незамысловатый вопрос так же сложно, как указать случайно встреченному в российской глубинке чудаку,  «где тут дорога на Рим».
Дело в том, что на вопрос «сколько нужно гулять спортивной лошади» ответа не существует. Его НЕТ в принципе. А самое неприятное, что задавая подобные вопросы, человек ставит себя в крайне неловкое положение. Он вынуждает меня либо отмалчиваться, либо говорить правду. Так как не отвечать на письма – совсем уж невежливо, мне остается второе. Обида и  негодование с той стороны не заставляют себя ждать. Еще Апостол Павел в Послании к коринфянам писал: «Говорящий на незнакомом языке, молись о даре истолкования». Я прекрасно понимаю, что мы с этими людьми говорим на совершенно разных языках, а учитывая, что с любого рода молитвами отношения у меня не сложились, то я и не тешу себя иллюзиями возможного понимания.

Нередко я отсылаю вопрошающего к конкретным статьям нашего журнала. Во-первых, потому что там уже даны исчерпывающие ответы на многие вопросы, и пересказывать их снова и снова кажется мне не совсем разумным. А во-вторых, что еще важнее, я искренне считаю, что любые советы, которыми щедро делится журнал, имеет смысл воспринимать лишь в общем контексте понимания современного «лошадиного» вопроса, а никак не выборочно и не отвлеченно.

Метод «кликера», или «униженные и оскорбленные».
Этот невинный вопрос в очередном письме о возможном применении кликера в воспитании лошади поначалу не предвещал ничего плохого. Тем более, что автор вопроса демонстрировала некую широту взглядов и даже признавала разумность животных. Я знаю, что это  достаточно «модный» сейчас метод дрессировки собак. Однако решила, на всякий случай, уточнить  у адресата (профессионального кинолога), действительно ли это такая маленькая пластмассовая коробочка с кнопкой, которая производит механический щелчок, указывающий собаке, что действие, которое она совершила, является «подкрепляемым», то есть желаемым? Разумеется, уточнила моя собеседница, на первых порах, кроме щелчка, правильное действие подкрепляется какой-нибудь вкусностью. После подтверждения моих представлений о «кликере», я с облегчением и совершенно искренне ответила, что в методе «кликера» при воспитании лошади (точно так же, как и при воспитании человеческого существа) нет абсолютно никакой необходимости.

После этих моих слов даже сквозь виртуальное пространство повеяло нескрываемым холодком. Еще не подозревая о надвигающейся буре, я жизнерадостно добавила, что считаю такой метод воспитания для лошади несколько странным и изощренным. Зачем же обременять себя пластиковым щелкающим коробком, если есть другие, более естественные способы общения между двумя разумными существами?
И тут же обида и негодование моей собеседницы хлынули через край. Причина? Привожу дословно. Потому что это важно. Потому что такова реакция многих «гуманистов» и «любителей» животных. Итак, моя собеседница гневно сообщила: «А я считаю, что ЛЮБОЙ метод имеет право на жизнь, если он основан на позитивном партнерстве человека и животного!»

Вы спросите, а что же это такое – позитивнее партнерство? «Позитивное партнерство»(оно же – «мягкие или натуральные методы») в понимании любителей животных – это когда партнер хотя бы не убит и не избит. Все, что чуть мягче железа во рту и строгого ошейника с шипами, кокетливо и  с придыханием называют «позитивным» партнерством. При этом гуманисты охотно и даже с умилением согласятся, что собака или лошадь чрезвычайно умны – «все-все понимают, разве что говорить не могут».
Но в том-то и состоит ПРИНЦИПИАЛЬНОЕ отличие Школы NHE от всех прочих, что ее не интересуют никакие иные методы воспитания лошади, кроме тех, что основаны на признании ее разумности. Признании не формальном и снисходительном, а полном и абсолютном.

По причинам, мне не совсем понятным, именно этот пункт вызывает у многих «любителей» животных нескрываемое раздражение и внутреннее сопротивление. Является ли это осознанным или неосознанным протестом христианского мироощущения, где человек так ловко сам собою водружен в центр мироздания? Или «гуманисту» трудно признать, что методы воспитания, которые он ставил себе в заслугу, по сути своей чрезвычайно примитивны и унизительны для самого воспитателя?
Или так проявляется ревность к методике Школы NHE, которая никогда не удовлетворяется полузнаниями, полуумениями, полупониманием? Я не нашла  пока для себя исчерпывающего ответа на этот вопрос. Но факт остается фактом. Именно то, что доставляет последователям NHE ни с чем не сравнимое удовольствие – осознанная возможность (та самая роскошь!) общения с разумным существом другого вида – для иных «гуманистов» является болезненным источником оскорбления  и унижения.
***


Иногда я ловлю себя на мысли, что живу  словно в нескольких временных или, лучше сказать,  исторических измерениях сразу. И это – в течение суток! Сейчас поясню.
Например, утром я присутствую в манеже АГ на уроке по ассоциативному мышлению у Каоги, где с замиранием сердца (как и на всяком экзамене) слежу за ответами жеребца. Традиционно – на латыни. Без единой  орфографической ошибки. А вечером, уже дома, мы идем с очередным случайным посетителем искать над воротами  Тулпара «красный фонарь». Тот самый, которым исторически принято обозначать так называемые «пункты проката» живого товара.
В моем представлении он (этот фонарь) единственный мог бы сигнализировать незадачливому прохожему о том, что здесь за деньги дают поразвлечься и поглумится над другим, таким же как и он, разумным живым существом. Фонаря мы, разумеется, не находим и вместе удивляемся, с чего это вдруг ему (посетителю) просто при виде лошади пришла в голову эта дикая и нелепая идея – «взять ее и покататься»?
Посетитель смущен и растерян. Он пытается мне что–то объяснить. Про другие конюшни. Про стереотипы. Я принимаю извинения.  И прошу его  впредь быть осторожнее и внимательнее. Чтобы не ставить себя в неловкое положение.
***

Итак, стереотипы. Стереотипы в отношении лошади, в сущности, ничем не отличаются от всех прочих. Поэтому давайте разберемся, что это такое.
Стереотипы – неотъемлемый элемент обыденного сознания. Считается, что ни один человек не в состоянии самостоятельно, творчески реагировать на все встречающиеся ему в жизни ситуации. Стереотип, аккумулирующий некий стандартизованный коллективный опыт и внушенный индивиду в процессе обучения и общения с другими, помогает ему ориентироваться в жизни и определенным образом направляет его поведение. Его суть в том, что он выражает отношение, установку человека, социальной группы или всего общества к определенному явлению. Стереотип может быть истинным или ложным.

Возьмем для примера стереотипы расистского характера.
Что и говорить, разбираться, скажем, в психологии линчевателей, погромщиков, фашистских головорезов – работа не из приятных. Но, по меткому замечанию одного литератора, микробы не становятся опаснее от того, что микроскоп их увеличивает. У человека, воспитанного в духе интернационализма, не укладывается в голове, как можно преследовать другого за цвет его  кожи или разрез глаз. Когда вспоминаешь ужасы Освенцима или кровавый антинегритянский террор американский расистов, невольно думаешь: этого не может быть, это какая-то патология! Однако это было. И не в порядке исключения, а как массовое явление.
Наверное, стоит напомнить о том, что лишь сравнительно недавно, по историческим меркам, человечество разобралось с таким отвратительным явлением, как рабство, основанном на стереотипе умственного превосходства «белых» над «черными». Точно так же в сознании нормального человека, хотя бы поверхностно знакомого с методикой NHE, не укладывается в голове, как можно причинять физические и психические страдания существу другого вида, да еще и под предлогом «любви» к нему?  

Меня часто спрашивают, как рано можно говорить ребенку правду о традиционных взаимоотношениях человека и лошади? У правды нет и не может быть ограничений по возрасту. Даже самым маленьким детям можно доступно объяснить многие вещи. Нельзя держать ребенка в неведении. Тем более нельзя сознательно лгать ему или позволять обманываться.

В свое время Марк Твен писал: «В школьные годы я не знал отвращения к рабству. Я не подозревал, что в нем есть что-нибудь дурное. Никто не нападал на него при мне: местные газеты не высказывались против рабства; с кафедры местной церкви нам проповедовали, что бог его одобряет, что оно священно и что сомневающемуся стоит только заглянуть библию, - в подтверждение этого нам приводили тексты: если сами рабы ненавидели рабство, то они благоразумно молчали».
Лошади тоже молчат. Значит, говорить должны люди. Мы с вами.

Затрону еще один момент, часто встречающийся в письмах. Это миф о том, что само по себе «общение с лошадью» делает ребенка мягче, ответственнее, милосерднее. Родители буквально хватаются за соломинку, пытаясь убедить себя в том, что если это «не спорт», а просто «увлечение», то это безвредно и даже идет ребенку на пользу.
Увы, это чрезвычайно скользкая позиция. Отдавая ребенка в ЛЮБУЮ конюшенную среду, вы отдаете его в руки тех, кто  будет методично на собственном примере учить вашего ребенка НЕ видеть или НЕ признавать очевидного, быть катастрофически глухим по отношению к лошади и при этом живо находить оправдания своим самым мерзким поступкам.
Впрочем, даже простое посещение любых конных публичных мероприятий с невинной целью «показать ребенку лошадок» грозит тем же самым.
Совсем свежий пример. «Иппосфера». Конная выставка. Убогая, агонизирующая, со смешными и жалкими потугами переименовать конный спорт в «иппологический». По меткому признанию самой комментаторши – «четырехдневный профессиональный кошмар».
На четвертый день, под занавес, заявлен «практический семинар по работе с молодой лошадью на свободе».  Само это название, контрастом по отношению к прочему традиционному мракобесию, привлекает внимание невзыскательной публики.

Разумеется, те, кто на трибунах, кто далек от практического воспитания лошади, не могут знать, что воспитание любой лошади (а молодой в особенности!) -  процесс настолько кропотливый, тонкий и деликатный, что сама попытка что-либо демонстрировать «на публике» в режиме шоу по сути своей чудовищна и заведомо обречена на провал. Меня абсолютно не интересуют исполнители этого «трюка», мне безразлично, верят ли они сами в то, чему «учат». Меня волнуют дети, сидящие на трибунах. Меня волнует маленькая Вероничка, которую в сотый раз вкрадчиво пытаются убедить в том, что протесты лошади, которые то и дело гасятся рывком веревочного недоуздка, - это «ничего страшного», это потому лишь, что лошадь еще молода и еще не привыкла к «свободе»…
Читают тему (гостей: 1)

Nevzorov

Haute Ecole
Рейтинг@Mail.ru
Если у вас есть вопросы, предложения или замечания по работе сайта, пишите администратору admin@horseplanet.ru
Copyright © 2004 - 2017 PokoevSV
При использовании информации с нашего сайта ссылка на него обязательна.