Сайт последователей Haute Ecole Невзорова
 
Загрузка

Анатомия и физиология человека. Общий курс.

Анатомия и физиология человека. Общий курс.
 
Анатомия и физиология человека. Общий курс.

Пожалуй, начнем увлекательнейшее путешествие внутрь себя)
В этой теме мы будем изучать анатомию и физиологию Homo Sapiens.
Чтобы было удобней, давайте будем придерживаться следующей структуры поста:
- Описание изучаемого, его функции.
- Возрастное развитие изучаемого.
- Интересные факты об изучаемом, и личные открытия, мысли.

Начнем мы с костей, их соединений и мышц. (Я пользуюсь, в основном, 4х-томником Синельниковых для ВУЗов.)

Я напишу введение, общее строение. А затем каждый желающий продолжит уже более конкретно. «Путь» изучения стандартный – от головы и ниже.

Кость. Общее строение скелета.
Общее строение скелета человека:

Наш скелет не особо отличается от скелета многих сухопутных млекопитающих. Вцелом, главными различиями являются довольно крупный череп с хорошо развитым мозговым отделом, кисти рук с отставленным большим пальцем и фактическое отсутствие хвоста.
Функции скелета – это защита внутренних органов и опора для создания мышечных рычагов. Скелет делят на осевой(череп, позвоночный столб и кости грудной клетки) и добавочный(плечевой и тазовый пояса). В нашем скелете более 200 костей, выполняющих всевозможные функции – от массивных «столпов» бедренных костей до крохотных слуховых косточек.
В общем скелет состоит из следующих компонентов. Череп, делящийся на верхнюю челюсть (в которую входят мозговой, лицевой и челюстной отделы) и нижнюю челюсть. Позвоночник, делящийся на четыре главных отдела – шейный отдел из семи позвонков, грудной отдел из двенадцати, поясничный отдел из пяти и крестцовый отдел, состоящий из пяти сросшихся крестцовых позвонков и копчика, также состоящего из трех-шести сросшихся редуцированных позвонков. К грудным позвонкам крепятся двенадцать пар ребер. Они образуют прочную «клетку», защищающую внутренние органы. Спереди ребра замыкаются и с помощью хрящей крепятся к грудине.
От верхней части грудины берет начало плечевой пояс и, соответственно, верхняя конечность. Ключица вместе с лопаткой образует прочное и подвижное крепление верхней конечности. К плечевому суставу крепится плечевая кость. К дистальному ее отделу крепятся плечевая и лучевая кости. Вдвоем они обеспечивают очень широкий диапазон движений предплечья и кисти. Ниже, к плечевой и лучевой костям крепятся кости запястья числом 8. Они обеспечивают необходимую подвижность и стабильность конструкции кисти. От костей запястья отходят пястные кости и, наконец, пальцевые кости (фаланги). Таково общее строение плечевого пояса.
Тазовый пояс начинается с тазовой кости – вместе с крестцом образующей вторую «защитную клетку». К тазу крепятся самые крупные кости нашего скелета – бедренные. К ним, в свою очередь, крепятся большая и малая берцовые кости. Коленный сустав защищает небольшая коленная чашка. К дистальному отделу крепятся кости предплюсны числом 7. К ним крепятся кости плюсны и фаланги пальцев.
Вот и все общее строение нашего скелета. Удивительно кого-то напоминает, не правда ли?
Более подробно мы будем рассматривать наш скелет  в дальнейших постах.

Кость.
Сама кость – это отдельный орган, практический «живой камень». В состав кости входят соединения кальция, фосфора и пр. минералов. Минералы откладываются в стенках клеток кости. Чем больше  минералов, тем кость тверже, но одновременно хрупче. Поэтому в кости присутствуют  волокна коллагена – очень прочного и гибкого белка(кроме них, конечно, в кости еще много другого органического «сырья»). За счет коллагена достигается оптимальное соотношение прочности и гибкости кости.
Питание костей происходит за счет наличия большого количества питательных отверстий, через которые кровеносные и лимфатические сосуды и нервы имеют доступ к самым дальним уголкам кости.
По форме кости делят на длинные (трубчатые), плоские и смешанные. В трубчатых костях различают диафиз – среднюю часть, и эпифизы – концы кости.
Строение кости. Сверху вся поверхность кости, вплоть до суставных хрящей покрыта особой тканью – надкостницей (а хрящи покрыты надхрящницей). Эта ткань играет важную роль в ростовых и регенеративных процессах. Внутренний слой надкостницы выстлан остеобластами – клетками, наращивающими костную ткань.
Тело кости имеет неоднородное внутреннее  строение. Тела трубчатых костей в средней части состоят из плотного компактного вещества, ближе к оси переходящего в тонкий слой губчатого. В эпифизах наоборот – компактное вещество представляет не очень толстый «щит», а губчатое заполняет все внутреннее пространство.  Тела плоских и смешанных костей похожи на бутерброд – слой губчатого вещества запечатан между слоями компактного вещества. Любопытно, что расположение ячеек губчатого вещества находится в строгой зависимости от функциональной нагрузки на кость.
Строение губчатого вещества представляет собой ферменную конструкцию, благодаря которой ударная волна движений и толчков хорошо рассеивается (существенную роль, конечно, играют еще хрящи, связочно-сухожильные аппараты, соединительнотканные «буфера » и пр.). Помимо этого такой тип строения придает дополнительную прочность самой конструкции кости.
Внутреннее пространство кости заполнено красным и желтым костным мозгом.  Красный костный мозг «любит селиться» в богато питаемых кровью эпифизах трубчатых костей и полостях смешанных костей (в грудине, например). Красный костный мозг очень активен и отвечает за выработку основных элементов нашей крови. Желтый костный мозг – это «запасник». Он гораздо менее активный, состоит в основном из жира. Однако, при необходимости часть его вновь может трансформироваться  в красный костный мозг.

Возрастное развитие костного аппарата.
Наши кости по принципу своего развития делятся на две группы – это те, которые проходят три стадии развития (большинство костей скелета и некоторые кости основания черепа), и те, которые проходят две стадии формирования (почти все кости черепа и некоторые другие кости). Сама костная ткань берет начало из малодифференцированной соединительной ткани – скелетной мезенхимы.
Первая группа развивающихся костей проходит следующие стадии – соединительнотканную, хрящевую и костную. Сначала образуются крошечные зачатки будущих костей. Затем они оформляются в хрящевые модели костей. И позже уже обрастают костной тканью, попутно наращивая размеры. Процесс формирования костной ткани начинается с диафизов костей и средних их частей. Сначала поверх хрящевой модели образуются маленькие островки костной такни. По мере их разрастания и утолщения хрящевая ткань дегенерирует и разрушается. Надкостница активно наращивает кость. Самым первым обзаводится точками окостенения позвоночник. Уже к двум месяцам внутриутробного развития  в позвонках присутствуют микроскопические островки костной ткани.
Вторая группа развивается по ускоренной схеме – соединительнотканная и сразу за ней костная стадии.  Поначалу образуются соеденительнотканые модели будущих костей. Затем они начинают обрастать костной тканью. Сама кость нарастает «паутинообразно» - сначала из крошечных островков окостенения растут «костные тяжи». Затем пространство между тяжами зарастает костью.
В целом, рост и развитие скелета продолжаются до 20-25 лет. Самыми первыми окостеневают череп, позвоночник и дистальные отделы конечностей.
Вкратце – это все о кости и скелете человека.

Я всегда поражалась строению нашего организма, и в частности – костной системе. Насколько все ювелирно точно «разработано» и подогнано! К примеру, почему детеныши рождаются с недоразвитыми костями?  Да потому что для организмов матери и ребенка это огромное преимущество! Сами посудите – роды проходят легко, потому что мягкие наполовину сформированные кости ребенка могут гнуться чуть ли не пополам. А относительно твердые кости черепа за счет наличия «перепонок» между ними могут складываться при прохождении через родовые пути. Далее. При такой «резиновости» ребенок может преспокойно заниматься изучением мира, не боясь получить серьезную травму.  А это очень важно – иметь минимум шансов получить испуг в детстве, тем самым заблокировав жажду познаний.
Почему у человека нет хвоста? А он ему и не нужен. Человек и без хвоста достает абсолютно до всех частей своего тела. К тому же длинные волосы хорошо прикрывают спину – одно из самых «неудобночесальных мест». А лазанье по деревьям – не такая уж и сложная вещь. Главное – практика.
Почему бедренная кость имеет такую длинную и изогнутую гловку? Такое ее строение помогает рассеять ударную волну от шагов. Плюс увеличивается амплитуда поперечных отведений и приведений конечности.
Зачем нам ключица? Она стабилизирует плечевой сустав. Вместе с лопаткой ключица образует своего рода "зажим", и наша рука получает надежную опору, не стесняясь в движениях.
Вобщем, можно продолжать до бесконечности. Если вдруг кого еще осенит какая-нибудь любопытная мысль о костях, их соединениях и мышцах – прошу писать в эту тему. Многим интересны ваши маленькие или большие открытия.


Следующим на описание  у нас череп. Кто возьмет?
Животные не лгут... У них нет такой особенности...

Думать очень тяжело... Поэтому, большинство человечества судит...

Реальность существует независимо от вас... До тех пор, пока вы с этим согласны. (с) В. Зеланд
 
Виолета Ошкина, давайте я попробую. Только каковы сроки?
 
Nastuha-13,
особых сроков нет) важнее не сроки, а качество знаний. Но сильно тоже затягивать не стоит.
думаю, дней 15-20 нормально будет.
Животные не лгут... У них нет такой особенности...

Думать очень тяжело... Поэтому, большинство человечества судит...

Реальность существует независимо от вас... До тех пор, пока вы с этим согласны. (с) В. Зеланд
 
Виолета Ошкина, хорошо. Будем работать)
 
Здравствуйте.

Череп.

Череп выполняет опорную и защитную функции для головного мозга, органов чувств, начальных отделов пищеварительной системы, является одной из важнейших частей скелета.
Череп разделяют на два отдела – мозговой (вместилище для головного мозга) и лицевой (висцеральный). Оба отдела объединены анатомически, но имеют разное происхождение. Состоит из 28 костей: 8 парных и 7 непарных.
Кости черепа имеют ряд особенностей. В костях мозгового отдела составляющих свод черепа, различают наружную и внутреннюю пластинки компактного вещества и расположенное между ними губчатое вещество – диплоэ. Наружная пластинка – более толстая, гладкая и покрыта надкостницей. У внутренней пластинки в качестве надкостницы выступает твёрдая оболочка головного мозга, эта пластинка тонкая, содержит мало малоорганических и неорганических веществ, поэтому хрупкая.
Надкостница костей черепа плотно срастается с костями лишь в области швов: в остальном соединяется с костями рыхло и ограничивает поднадкостничное клеточное пространство в пределах одной кости. В этом пространстве возможно возникновение гнойников и гематом.
Внутренняя поверхность имеет вдавления и выступы, соответствующие извилинам и бороздкам головного мозга. В некоторых местах есть отверстия для прохождения вен. (напр.) Существуют кости, которые содержат полости, выстланные слизистой оболочкой и заполненные воздухом – это воздухоносные кости (лобная, решётчатая, клиновидная, височная кости и верхняя челюсть).
Череп всегда ассиметричен.

Зубы.

Зуб – это орган, который имеет характерную форму и строение, занимает определённое положение в зубном ряду, построен из особых тканей, имеет собственный нервный аппарат, кровеносные и лимфатические сосуды. Зубы являются производными слизистой оболочки ротовой полости. Внутри зуба находится зубная полость, заполненная пульпой (рыхлой соединительной тканью, богатой клеточными элементами, кровеносными сосудами и нервами). Зубы располагаются в альвеолах верхней и нижней челюстей, принимают участие в механической обработке пищи, артикуляции речи.
Анатомические части зуба: коронка, корень и шейка.
Основу зуба составляет дентин, в области коронки покрытый эмалью, а в области корня – цементом.
Дентин – это первичная ткань зуба, в которой отсутствуют клетки – дентин состоит из их отростков и основного вещества. В нём имеется большое количество дентинных канальцев. Различают два слоя дентина – наружный (плащевой) и внутренний (околопульпарный), который является местом роста дентина.
Эмаль – самая твёрдая ткань организма (97% в ней – минеральные соли) - состоит из эмалевых призм – тонких удлиненных образований, идущих волнообразно через всю толщу эмали. Толщина эмалевого слоя может быть разной: от 0,01 мм у шейки зуба до 1,7 мм на уровне жевательных бугорков моляров. С наружной стороны эмаль покрыта тонкой оболочкой – пелликулой, которая защищает эмаль от воздействия кислот.
Цемент – это ткань зуба, которая состоит из основного вещества, пропитанного солями извести. По строению сходен с костной тканью, но не имеет сосудов и не подвержен структурно-функциональным изменениям.
Периодонт – это большое количество пучков соединительных волокон, с помощью которых корень зуба прикрепляется к лунке челюсти. Периодонт играет роль внутренней надкостницы.
У новорождённого ребёнка коронки передних молочных зубов уже сформированы, но лежат в зубных мешочках челюстей. После рождения начинается формирование и рост корней, затем наступает атрофия участка десны и коронка выходит на поверхность (первым появляется нижний медиальный резец).
С чуть ранее года и до 13-14 лет у человека функционируют временные молочные зубы. Они имеют меньшие размеры, эмаль голубоватого оттенка, более короткие корни (у резцов и клыков – округлые, у коренных – укороченные), резко ограниченную от корня коронку. Всего молочных зубов 20 (8 резцов, 4 клыка, 8 больших коренных зубов).
У взрослого человека 2 зубные дуги, каждая из которых состоит из 16 зубов: 4 резца, 2 клыка, 4 малых коренных зуба (премоляры), 4 больших коренных зуба (моляры).
Резцы – имеют один корень и уплощённую коронку, служат тем самым для откусывания пищи.
Клыки  - крупные зубы с одной коронкой и одним мощным длинным корнем.
Верхние премоляры – чаще имеют по 2 корня, нижние по одному. Поверхность смыкания широкая и имеет 2 бугорка. Их функция, как и моляров, - пережёвывание и растирание пищи.
Моляры – имеют самую крупную коронку, обширную жевательную поверхность с 2-5 бугорками, несколько корней. Играют важнейшую роль в пережёвывании пищи.
Развитие зубов проходит три стадии:
1.На 6-7 неделе внутриутробного развития формируются зубные пластинки, превращающиеся затем в эмалевые органы молочных зубов. На 10-ой неделе в эмалевые органы врастает мезенхима, которая образует зубные сосочки. К концу 3-его месяца эмалевые органы обособляются от зубных пластинок. Мезенхима уплотняется, и формируется зубной мешочек, который сливается с зубным сосочком.
2.Разделение клеток однородного эмалевого органа на отдельные слои. Развитие зубного сосочка, зубные зачатки обособляются от зубной пластинки.
3.Начиная с 4-го месяца возникают зубные ткани.

Развитие черепа

Основная роль в развитии и формообразовании черепа принадлежит головному мозгу, а также влиянию мягких тканей лица, в первую очередь жевательных мышц.
До рождения человека его череп проходит 3 стадии развития: перепончатую, хрящевую и костную. Первые две стадии являются временными. Перепончатая стадия начинается с конца второй недели эмбрионального периода. Хрящевая стадия начинается со второго месяца.
Срок начала костной стадии и, следовательно, окончания как перепончатой, так и хрящевой в различных отделах черепа различен. Так точка окостенения в нижней челюсти – 39 дней, в базилярной части затылочной кости – на 65 день внутриутробного развития. В костях свода черепа костная стадия следует за перепончатой, большая часть костей лицевого отдела также минует хрящевую стадию.
Череп развивается на основе предшествующей краниальной части спинной струны, мезенхимы (-зародышевая соединительная ткань) из производных жаберных дуг.
Образование черепа начинается скоплением мезенхимы вокруг спинной хорды на уровне заднего мозга. Отсюда мезенхима распространяется под передние и на верхние части мозга, образуя основу и свод для развивающегося головного мозга. Этот первичный покров в дальнейшем превращается в перепончатый череп. После рождения участки перепончатого черепа сохраняются в отдельных местах в виде родничков.
У новорождённого ребёнка между костями черепа нет швов, а пространства заполнены соединительной тканью. В участках, где сходятся несколько костей, имеется 6 родничков, закрытых соединительнотканными пластинками: передний и задний – непарные; клиновидный и сосцевидный – парные. Крупнейший – это передний или лобный родничок – ромбообразный. Благодаря наличию родничков череп новорождённого очень эластичен, его форма может изменяться во время прохождения по родовым путям. Формирование швов заканчивается в основном на 3-5-ом году жизни
Зарастание швов происходит с внутренней поверхности:
Сагиттальный шов – 22-35 лет;
Венечный шов – 24-41 года;
Ламбдовидный шов – 26-42 года;
Сосцевидно-затылочный шов – 30-81 года;
Чешуйчатый шов не зарастает.
После рождения человека выделяют 4 периода роста:
1). Период энергичного активного роста – от рождения до 7 лет. Объём полости мозгового отдела черепа новорождённого около 350-375 кубических сантиметров. В первые 6 месяцев эта цифра удваивается, а к двум годам – утраивается. Череп новорождённого составляет ¼ тела и растёт более равномерно. 1-3 лет – активный рост сзади. 2-3 года – рост лицевого черепа. С 3-7 лет – рост всего черепа, особенно основания.
2). Период замедленного роста  - от 7 до 12-13 лет. Растёт свод мозгового отдела черепа. Объём мозгового черепа увеличивается до 1200-1300 квадратных сантиметров.
3). Третий период – после 13 лет. Рост лобной кости, мозгового отдела черепа. Появляются половые особенности черепа.
4). Четвёртый период – преобразование черепа в пожилом и старческом возрасте. Альвеолярные отростки верхнечелюстных костей и альвеолярные части нижней челюсти уменьшаются, жевательная функция ослабевает, мышцы частично атрофируются. Челюсти становятся более массивными. Рельеф костей черепа сглаживается, частично рассасывается губчатое вещество, уменьшается эластичность, кости становятся хрупкими и лёгкими.
Костей черепа у плода и новорождённого больше, чем у взрослого человека. Уменьшение их числа – результат слияния нескольких костей между собой.
Половые особенности:
Ж – объём мозга в среднем 1347 куб. см., более развит мозговой отдел, относительная вместимость черепа на 1 см длины тела больше, чем у мужчин, рельеф черепа сглажен, лицо более округлое;
М – объём мозга в среднем 1559 куб. см., развит лицевой отдел, рельеф черепа более выражен, из-за развития прикреплённых к нему мышц, лицо более вытянутое в длину, зарастание швов происходит несколько раньше.

На рисунке ниже для сравнения представлены два черепа: сверху - череп новорождённого ребёнка, снизу - череп взрослого человека. Тёмным цветом на первом рисунке закрашены роднички и места, где позже образовываются швы между костями. Можно заметить, что у взрослого более развита нижняя челюсть, а у черепа новорождённого очень крупный мозговой отдел, лицевой, в сравнении с ним, мал. Также при сравнении двух рисунков заметно поразительная, на мой взгляд, разница между височной костью черепа новорождённого и взрослого.



Спасибо за этот раздел: действительно увлекательно изучать себя и искать информацию. Мне была интересна информация про роднички: сама имела возможность прощупать его у маленького ребёнка. А роднички имеют огромное значение, а именно облегчение родов. И сколько ещё разнообразных тонкостей в строении не только человека, но и других животных, лошадей в частности.
Изменено: Анастасия - 7 Декабря 2011 16:58:39 (добавлен материал про зубы.)
 
Nastuha-13,
спасибо за участие) Пост хороший)

Только куда зубы делись? :D
Животные не лгут... У них нет такой особенности...

Думать очень тяжело... Поэтому, большинство человечества судит...

Реальность существует независимо от вас... До тех пор, пока вы с этим согласны. (с) В. Зеланд
 
Виолета Ошкина, вы имеете в виду описание зубов по ходу описания черепа? Что-то запамятовала. Так увлеклась возрастным развитием и иллюстрацией, что про зубы забыла совершенно, даже не подумала о них) Давайте дополню?
 
Nastuha-13,
Конечно дополняйте :)
Животные не лгут... У них нет такой особенности...

Думать очень тяжело... Поэтому, большинство человечества судит...

Реальность существует независимо от вас... До тех пор, пока вы с этим согласны. (с) В. Зеланд
 
Итак. Череп мы вкратце рассмотрели)
На очереди у нас позвоночник с грудной клеткой. Кто будет брать?
Животные не лгут... У них нет такой особенности...

Думать очень тяжело... Поэтому, большинство человечества судит...

Реальность существует независимо от вас... До тех пор, пока вы с этим согласны. (с) В. Зеланд
 
Ну настолько интересная и сложная тема, что жду желающего третий(!) месяц уже...
Животные не лгут... У них нет такой особенности...

Думать очень тяжело... Поэтому, большинство человечества судит...

Реальность существует независимо от вас... До тех пор, пока вы с этим согласны. (с) В. Зеланд
 
Виолетта, давайте я подготовлюсь и отпишусь на тему позвоночник.
 
Joy,
Давайте-давайте :) С удовольствием жду ответа)))
Животные не лгут... У них нет такой особенности...

Думать очень тяжело... Поэтому, большинство человечества судит...

Реальность существует независимо от вас... До тех пор, пока вы с этим согласны. (с) В. Зеланд
 
Доброго времени суток!
Надеюсь, тема еще актуальна. А можно я попробую разобрать грудную клетку?
И подскажите, пожалуйста, с чего лучше начать? Так как хочется дать достойный ответ, а не "обо всем понемногу"!
Заранее спасибо большое!
Изменено: Евгения Макарова - 18 Октября 2012 22:08:57
 
Евгения, смелее! Как водится, начните с основ, со скелета.
«Лошади умирают, когда к ним прикасаются люди". (с)
 
Евгения Макарова,
Даже если "обо всем понемногу" - это уже хорошо! Главное ведь не количество знаний, а их качество) Пользуйтесь замечательным правилом: "От общего к частному - от частного к общему." Применимо в любой ситуации на 100%. ;)
Животные не лгут... У них нет такой особенности...

Думать очень тяжело... Поэтому, большинство человечества судит...

Реальность существует независимо от вас... До тех пор, пока вы с этим согласны. (с) В. Зеланд
Читают тему (гостей: 1)

Nevzorov

Haute Ecole
Рейтинг@Mail.ru
Если у вас есть вопросы, предложения или замечания по работе сайта, пишите администратору admin@horseplanet.ru
Copyright © 2004 - 2017 PokoevSV
При использовании информации с нашего сайта ссылка на него обязательна.